Психосоматика как способ управлять своим здоровьем
Эта статья написана для психически здоровых людей, которые хотят:
- понять, как мысли и эмоции влияют на здоровье
- вылечиться от болезней
- научиться жить без лекарств
- предупредить появление болезней и быть здоровыми
Итак, ПСИХОСОМАТИКА – это раздел психологии и медицины
Психосоматика изучает:
- влияние психики на возникновение болезней
- методы нелекарственного лечения болезней через воздействие на мысли и чувства
- способы профилактики заболеваний через адекватное выражение эмоций и формирование эффективного мышления
Под заболеваниями в психосоматическом подходе понимаются все заболевания, а вовсе не только психические.
Каждый слышал фразу «Все болезни от нервов». И во многом это правда. Посмотрите на людей вокруг. Когда у человека жизнь налажена и стабильна, то и болеет он реже. Когда происходят события, которые не устраивают человека, он испытывает «неприятные, нежелательные» эмоции – возникают болезни. В нашем обществе принято делить болезни на физические и душевные. Однако, все болезни имеют душевную «базу», предпосылку. Например, В основе любого заболевания лежит психический процесс (здесь будем понимать мысли, убеждения и эмоции человека).
Человек, профессионально помогающий другим решать вопросы со здоровьем через психосоматику – врач-психотерапевт или психолог. Эта работа для клиента/пациента - всегда обучение. Получение и закрепление нового навыка.
Как можно это делать: на индивидуальных консультациях, на тренингах, и наконец – самостоятельно!
Кроме тренингов и индивидуальной работы на консультациях полезно получать информацию о своей физиологии и при необходимости о своей болезни из дополнительной литературы. Обычно консультанты и тренеры приводят список литературы или рекомендуют конкретную книгу для изучения.
Как правило, человек, заинтересованный темой психосоматики:
- уже обследовался или лечился по поводу какой-то своей болезни у врачей
- как правило, это лечение было малоуспешным, либо заболевание возвращается вновь
- лечения не предлагали, а предлагали обратиться к психологу/психотерапевту
- обеспокоен вопросами здоровья своих детей, родителей или других родственников
- хочет знать, как лечиться без лекарств
Как происходит процесс обучения?
На первом этапе человек на своей собственной практике убеждается, что сам влияет на свои эмоции, телесные ощущения и состояние своего физического тела. Проще говоря, признаёт, что он сам может управлять своим здоровьем.
На втором этапе обучающийся вместе с консультантом, тренером разбирает свои конкретные заболевания или симптомы для того, чтобы понять, какие мысли, эмоции и убеждения помогли ему сформировать в теле тот болезненный процесс, с которым он обратился.
На третьем этапе с помощью изменения убеждений, трансформации привычек и хода мышления, проживания заблокированных, накопленных эмоций человек получает результат: симптомы или заболевания видоизменяются или совсем исчезают.
Четвертый этап. Для того, чтобы закрепить эффект, формируется длительный навык
- повышается чувствительности к собственным телесным проявлениям (симптомам, заболеваниям)
- фиксация взаимосвязи этих проявлений с эмоциями, событиями жизни, мыслями, действиями
- практическое проживание эмоций, выражение чувств в адекватной форме
- управление мыслительной деятельностью, создание убеждений, приводящих к оздоровлению
Примеры из практики:
1. Молодая женщина 30 лет, в течение 10 лет сильные головные боли, мигренеподобные. Приступы могут длиться до 2 дней. Обезболивающими препаратами снимаются плохо. Во время приступа лежит, ни с кем не общается. В процессе психотерапии выяснилась тесная взаимосвязь между возникновением симптома и привычкой пациентки ставить интересы близких людей превыше своих. Она «наступала себе на горло», «перешагивала через себя», «жертвовала собой». Это проявлялось в том, что она не умела отстаивать свои интересы, не смотря на усталость заставляла себя выполнять домашнюю работу, вместо того, чтобы немного отдохнуть, а потом приняться за дело. Считала себя обязанной сначала удовлетворить потребности своих родных, а потом «забывала про себя». После чего испытывала сильнейшее раздражение на членов своей семьи из-за того, что лишала себя всех удовольствий и «проживала их жизнь» вместо своей. Однако, выразить своё недовольство не решалась из-за страха, что родные осудят её, скажут, что она «недостаточно заботливая мать, нелюбящая жена, плохая хозяйка». Что пациентка делала на консультациях для того, чтобы головные боли сначала уменьшились и стали реже, а затем и вовсе перестали её беспокоить:
- составила список того, что приносит ей удовольствие (прогулки, ванны, массажи, чтение книг и т.п.)
- каждый раз, когда она понимала, что делает что-то в ущерб своим интересам или вопреки собственным желаниям, компенсировала это себе одним из пунктов списка (см. выше)
- научилась в адекватной форме выражать свое несогласие и возмущение тому, что другие люди требуют от неё
- поняла, что наполненная удовольствием, принятием себя, она хочет дарить своим близким заботу, делает это с радостью.
2. Женщина 33 лет. В течение 2 недель беспокоили боли в области горла. Описывала их «как будто кто-то ударил по горлу снаружи», а теперь «я не могу что-то проглотить». Женщина находится в процессе развода. Муж ушёл к другой. Специалистом было сделано предположение, что женщина не может «проглотить» обиду на мужа. Клиентка увидела связь между разводом и симптомами. Во время психологической работы она научилась адекватно выражать эмоции, смогла пережить душевную боль. Сразу после этого клиентка смогла глотать и перестала чувствовать боль в горле.
Результат обучения психосоматическому подходу
- самостоятельное лечение заболеваний без лекарств
- навык адекватного выражения чувств
- изменение привычек действовать и мыслить себе во вред или вопреки природе человека
Софья Витальевна Зеленкова - врач психотерапевт, зам.главного врача по психологической и социальной работе.
